Идея создать водотранспортный путь от Мазурких озёр до Балтийского моря через реку Прегель (Преголю), Фришесхафф/Вислинский (Калининградский) залив возникла ещё в 17 веке. Были картографированны территории Великих Мазурских озёр. В течение двух столетий предлагались варианты системы соединений. Лишь четвёртый был принят парламентом Пруссии. Составной частью этой системы являлся Мазурский канал. Канал должен был соединить Мауэрзее (озеро Мамры в Польше) и реку Алле (Лаву) - левый приток реки Преголи - в районе Алленбурга (посёлок Дружба Правдинского района Калининградской области). Его длина составила чуть больше 50 км. Перепад высот между рекой Алле (Лавой) и Мазурскими озёрами составляет 111 км. Он должен был преодолеваться судами с помощью 10 шлюзов - вертикальных судоподъёмных лифтов.
Мазурский канал - незаконченный гидротехнический проект на севере Восточной Пруссии. Он стал логическим завершением масштабного преобразования речной сети Восточной Пруссии, корни которого уходят в далёкое средневековье.
Начало знаменитого Мазурского канала, согласно проекту, приходится на соединение канала с рекой Алле (Лава) в посёлке Дружба, бывший Алленбург. Основные работы по строительству конструктивных элементов канала - ворота, затворы, бассейны, наливные камеры - приходятся на начало ХХ века. Шлюз Алленбург-1 старейший, его строительство началось в 1908 году. Находится на высоте 12 метров над уровнем моря, перепад высот на шлюзе составляет 6,9 м. Шлюз должен был работать круглый год, за исключением зимнего периода, совершать 13 шлюзованийв сутки.
Строительство Мазурского канала продолжалось 30 лет, в 1943-м году, после коренного перелома на Восточном фронте было прекращено. К остановке строительства готовность шлюзов составляла от 15 до 100%. Это наиболее впечатляющие гидротехнические сооружения, которые сохранились до наших дней. Таким образом, автобан Берлин-Кёнигсберг и Мазурский канал стали последними самыми масштабными проектами Восточной Пруссии, которые так и не были завершены.
Шлюз в посёлке Дружба на сегодняшний день заброшен, никому не принадлежит и не является объектом культурного наследия, но и в таком виде до сих пор демонстрирует прекрасный образец довоенной промышленной архитектуры и вызывает неподдельный интерес у туристов области ссылка